23.11.2017 03:01:33

ежедневное общественно-политическое обозрение

Темы дня | Георгий Кулаков Новая опричнина: таинственные незнакомцы с чрезвычайными полномочиями (специально для «O.RU»)

 Вот, считай, год миновал с той поры, как Президент России Владимир Путин поставил подпись под Федеральным законом №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». 


 

 
Создана, по сути, новая силовая структура, войска которой (это отражено в статье 1 данного нормативного акта) «являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина». При этом в умах многих граждан России до сих пор не уложилось, чем же Росгвардия (такое краткое и звучное название получило это новообразование) отличается от той же полиции и от армии, Вооружённых Сил. Вопросы, связанные с функционированием Росгвардии, особенно – в свете не столь давних событий, когда участники акций 26 марта, а затем – и 12 июня, не говоря уже о практически полностью ныне замалчиваемой (причём – не только официозными, но и другими) СМИ забастовке водителей-дальнобойщиков и уже почти забытом прошлогоднем «тракторном марше» кубанских фермеров, как и прошедшем столкновении в Биробиджане, - остаются. А объясняется это недопониманием, нередко – просто непониманием специфики этой государственной организации.
 
Начнём, как говорится, с отправной точки. С того, что представляет собой юридический статус Росгвардии. Уже в процитированной формулировке, судя по порядку слов в предложении, расставлены приоритеты: на первом месте указаны «государственная и общественная безопасность», а уж на втором – «защита прав и свобод человека и гражданина». Вроде, - мелочь, но – какая!
 
Следуя той же логике, посмотрим и убедимся, что в кругу основных задач, описанных статьёй 2 федерального закона, первой обозначена такая, как «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности», а уже потом – те, которые возлагаются на Росгвардию для обеспечения безопасности в иных «ипостасях», даже – участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в  обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, территориальной обороне Российской Федерации и т.д.
 
Резонно предположить, что в законе должны быть закреплены своего рода правила поведения по отношению к гражданам, раз соприкосновение с ними оказывается неизбежным, особенно – при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. В статье 3 мы обнаруживаем такую формулировку: «Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии». А в статье 4 – «Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления».
 
Созвучные позиции закреплены и в законе «О полиции», однако дальнейший поиск в законе о Росгвардии каких-либо норм, конкретизирующих «соблюдение прав и свобод человека и гражданина» и аналогичных тем, что прописаны в «полицейском» законе, ни к чему не приведёт. В отличие от тех же полицейских, росгвардейцам не только не положено иметь никаких жетонов и иных внешних опознавательных знаков (если не принимать в расчёт их форменное обмундирование, похожее на форму полиции, но – снабжённое оригинальным шевроном с изображением стилизованного крапового креста с наложенным на него изображением золотого цвета двуглавого орла с короной), но и даже… представляться гражданам в случае общения с ними. Ибо статья 23 закона о Росгвардии требует соблюдения конфиденциальности, распространяющейся на данные о военнослужащих и сотрудниках ведомства.
 
Невольно напрашивается мысль о том, как же согласуется соблюдение прав и свобод с элементарным неуважением к тем людям, с которыми представители Росгвардии вынуждены иметь дело по долгу службы? Да никак: знать своих «героев» народу не положено. (Такое правило оказывается очень удобным, поскольку при проведении тех же массовых мероприятий «знакомство» с росгвардейцами для многих участников оказывается не самым приятным по наступающим правовым последствиям. А рассмотрение дел – в силу конфиденциального характера данных этих самых «гвардейцев» - вполне резонно может проходить в закрытом режиме, со всеми вытекающими…)
 
И это - при том, что полномочия у службы – очень даже обширны, и им посвящены две статьи закона. Статья 8 лишь обозначает «общие полномочия», детализируя, что может быть отнесено к специальным полномочиям – мерам принуждения (задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах); к полномочиям по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочиям, связанным с участием в контртеррористической операции; а также указывает на иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расшифровка «общих полномочий» приведена в статье 9. В 31 подпункте пункта 1 расписано всё достаточно досконально.
 
Наряду с роднящими Росгвардию с полицией положениями есть и специфичные, делающие её практически не просто «силовой структурой», а «громящим кулаком» государства. В самом-то деле: весьма пространный список того, что вменено в обязанность этой структуре – не просто большой, а громадный, охватывающий практически весь спектр осуществления властных силовых функций. Каков бы он ни был, уместно привести его целиком (возможно, даже для того, чтобы каждый из нас попробовал бы «примерить на себя» того, как – на полном законном основании – может действовать Росгвардия.  Ведь она наделена следующими полномочиями:
 
«1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
 
2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
 
3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
 
4) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
 
5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
 
6) принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;
 
7) доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;
 
8) производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
 
9) производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;
 
10) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;
 
11) беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;
 
12) осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;
 
13) при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов);
 
14) вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
 
15) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;
 
16) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
17) производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;
 
18) выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств;
 
19) выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
 
20) осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки частных охранников и дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;
 
21) охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
 
22) осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
 
23) осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;
 
24) проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;
 
25) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 15 и 18 настоящей статьи, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;
 
26) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности;
 
27) исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;
 
28) носить гражданскую одежду, а также форму одежды и знаки различия сотрудников федеральных органов исполнительной власти, работников организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
 
29) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 
30) пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;
 
31) получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации».
 
Понятно, что сие чтиво весьма утомительно, но – что поделаешь. Если даже не говорить о том, что Росгвардия стала, по сути, главным органом, который правомочен раздавать указания по обеспечению режима безопасности тех или иных объектов и контролировать их исполнение, то уже сама постановка вопроса об этом свидетельствует: такая военная организация вкупе с другими силовиками (в первую очередь, ФСБ и ФСО) вполне способна осуществлять военное положение в любой части страны или в стране в целом – даже без его официального введения, и при этом – «всего лишь» исполняя волю лица, осуществляющего руководства войсками Росгвардии, каковым в статье 6 обозначен Президент Российской Федерации. Всё это – в совокупности с такими «техническими» нормами, которые иллюстрируют правомочия войск национальной гвардии («задержание», «вскрытие транспортного средства», «вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)», «оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов», «формирование и ведение банков данных о гражданах», не говоря уже о полномочиях войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочиях, связанных с участием в контртеррористической операции, и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач, - свидетельствует об одном пренеприятнейшем, но ставшем (при глубоком понимании проблемы) явью феномене. Да-да-да, что называется: «Здравствуй, диктатура!»
 
Поэтому, если кому не нравится, как урегулирован правовой статус тех же ФСО, ФСБ, да и МВД, - пусть задумается о том, что всё это – ещё «цветочки». А если рассмотреть статус Росгвардии (хоть одной – отдельно взятой структуры, хоть – в совокупности с другими достойными представителями российского «силового блока»), то тут – не просто «ягодки», а целое «ассорти». И его «вкус», хоть и отчасти, уже сумели оценить участники тех или иных протестных акций. А, вот, что может случиться при масштабном «полновкусии» - об этом стоит подумать: в отличие от опричников, коих можно было узнать по мётлам и собачьим головам, их преемники, появившиеся примерно полтысячелетия спустя, могут оказаться не только неприметными, почти – такими же внешне, как и мы, но что может случиться – варианты возможны. А мысль, как говорится, есть субстанция материальная…  
 

 


Сделать репост в соцсети:

новости

новости | раздел

Против поэта-вольнодумаца из Орловщины Александра Бывшего возбуждено третье уголовное дело

19.11.17

 19 октября с Александра  местным ФСБ была взята подписка о невыезде из Кром (поселок в Орловской области, где он живет со стариками-родителями)...

новости | раздел

Айдер Муждабаев : Макаревич решил заменить «крымнашиста-клавишника» на гастролях в Киеве

11.11.17

 Айдер Муждабаев сообщает, что на гастролях «Машины времени» в Киеве клавишник группы Андрей Державин, подписавший в 2014г. «...

новости | раздел

Журналист Муждабаев предупреждает, что украинские патриоты блокируют проведение концерта «Машины времени» с «крымнашистом» А.Державиным

23.10.17

 Айдер Муждабаев обратился к лидеру группы , другу Украины, Андрею Макаревичу с просьбой заменить на время гастролей в Украине клавишника группы...

блоги

карикатура недели

Валерий Отставных

журналист

11.09.2017 18:14

Матильда или Смерть?

Екатерина Мальдон

гражданская активистка

02.02.2017 13:25

Хотите политубежища в цивильной Европе? Добро пожаловать к батьке в Беларусь!

Андрей Пионтковский

политолог

26.10.2016 10:40

Путин проиграл все свои внешнеполитические войны

Михаил Аншаков

правозащитник

28.10.2017 14:43

Все было хорошо пока не пришла Собчак

08.10.2017

цитата дня

 У ФСБ, как сталь, рука крепка.

Чекисты наши трудятся на славу...
Наследница вампирши-ВЧК
Пьёт кровь из всех, кто власти не по нраву.
 

А.Бывшев, поэт