20.09.2019 02:58:09

ежедневное общественно-политическое обозрение

Аналитика | Валерий Отставных Черный день Российского кинематографа

 Вчера у меня была творческая встреча со зрителями в Центре Сахарова, в Москве. Я встречался в качестве кинематографиста, документалиста, режиссера неигрового кино, члена КиноСоюза России.


 Хотел поговорить о положении Искусства ради юродивых режиссеров неигрового кино, о своем творчестве, о новом проекте. Показать отрывки из своих фильмов. Встреча была знаковая. 2016г. объявлен Минкультом РФ Годом российского кинематографа, а 27 августа – ежегодный День российского кино. Потому, подумав, решил, что надо что-то сказать о ситуации в российском игровом кино (а именно его, в основном, смотрят люди) , привести несколько важных цифр и фактов, которые лучше любых комментариев покажут картинку  происходящего. Без всякой лирики.

А дальше начали происходить «чудеса». В русскоязычной Википедии захотел выяснить только две цифры - сколько фильмов сейчас снимается в РФ ежегодно и сколько кинотеатров в РФ их показывают (плюс экранов - понятно, что в одном кинотеатре могут быть несколько залов с  экранами). Вы не поверите. В совершенно безобразно написанной кургузой статье «Кинематограф Российской Федерации» этих цифр не было (а тогда зачем вообще писать статью про российское кино? - авт.). Зато был целый абзац ,посвященный огромной роли РПЦ (МП) в  возрождении постсоветского кинематографа. В качества примера были приведены три фильма, снятые на деньги РПЦ (МП) – «Остров» Лунгина, «Поп» Хотиненко и «Орда» А. Прошкина-мл. Да, два последних фильма – это продукция такой организации г-на Кравца, которая называется «Православная энциклопедия». Это деньги Церкви. Но я нигде не мог найти подтверждений того, что «Остров» снимался на отчисления Московской Патриархии ( на «кружечный сбор» или от проданных свечек). .Производитель один – «Студия Павла Лунгина» (м.б. был тайный православный меценат о котором мы не знаем?).

Потом я зашел на статью «Кинематограф СССР» с той же целью. И опять, количество производимых в СССР фильмов  в год обрывалось на 1930 году (128). Дальше, до 1991г – провал. Естественно, никаких упоминаний о количестве кинотеатров и экранов.
 
Дальше – еще интереснее. Тех же цифр я не нашел в статье «Кинематограф США» . Но во время интернет-технологий информацию не спрячешь. Поэтому данные я все же обнаружил. Обнаружил и  понял, что русская Википедия безбожно вычищается и почему главных показателей состояния кино нет. Потому что сопоставление цифр приводит к однозначному выводу – современный российский кинематограф находится в состоянии катастрофы.
 
Вот эти цифры. В РФ сегодня в среднем в год производится 100 фильмов. Их показывают в 875 кинотеатрах на, примерно, 2400 экранах. Кстати, по информации руководителей крупнейших киносетей, до них доходит только половина, т.е. 50 фильмов. Куда деваются оставшиеся 50 – не известно. Поступившие в киносети 50 фильмов составляют примерно 15% прокатного репертуара. Остальное – Голливуд.
 
Сравним. В СССР в год снималось 500 (пятьсот картин). Все они поступали в прокат (за редким полочным исключением). Даже «кино не для всех» Тарковского все же последним разрядом доходило до ищущего зрителя и показывалось на небольшом количестве сеансов в окраинных кинотеатрах той же Москвы  (сам ездил на «Зеркало» куда-то в подмосковный город).
 
В СССР было 4865 кинотеатров. И, конечно,  потрясшая меня цифра – 153 017 киноэкранов. Для сравнения,  даже сейчас в США - 39 500 прокатных экранов  в стационарных кинотеатрах. Россия не была газифицирована во времена СССР, но абсолютно КИНОФИЦИРОВАНА. По слову Ильича «Важнейшими для нас искусствами являются кино и цирк». Старик знал, что говорил. Кино было реально мирового уровня, как и цирк, который, как пели,  «циркее всех цирков».
 
Откуда столько экранов? Просто система кинопроката была тотальная и не ограничивалась кинотеатрами. Фильмы показывали, где только можно. Во Дворцах и Домах культуры, во дворах, на т.н. «агитплощадках», по вечерам. В каждом селе был клуб и два развлечения: танцы (с дракой) и новое кино. Плюс целая армия кинопередвижек, которая добиралась с кинофильмами до дальних пастбищ ненцев, заимок таежников, бригад артельщиков, моющих золото, бараков нефтяников крайнего севера.
 
В США , кстати, ежегодно выходит 10 000 новых игровых лент. Понятно, почему этой цифры нет в Википедии.
Что имеем. Массовая физкультура всегда должна давать результаты в спорте высоких достижений. В киномире негласным гран- при всех народов и кинематографий является американский  «Оскар».
 
Советские режиссеры получили 5 «Оскаров» до 1991г. Первый в 1942 году за документальный фильм. Кстати, фильм про разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Второй в 1944г. «Оскара» дали Марку Донскому за фильм «Радуга». Были еще «Война и мир» Бондарчука, «Дерсу Узала» Куросавы. Советское производство. И «Москва слезам не верит»  Меньшова. За весь постсоветский период РФ получила почти два «Оскара». Почему почти ? Первый – это «Утомленные солнцем» Михалкова а второй –анимационный фильм 2000 г. гениального аниматора Петрова «Старик и море» (по Хемингуэю). За путинские времена, с 2000 по 2016г. РФ не получила ни одного «Оскара» и только две номинации в шорт-листах.
 
Еще раз. Что имеем?
 
100-500-10 000. 2400 -135 017 – 39 500. 5 – 2- 0.
 
В этих цифрах описана вся ситуация с отечественным игровым кинематографом. Это все, что вы должны о нем знать.
 
Можно сказать, что фильмов снимается меньше, потому что СССР был больше РФ. Не будем лукавить.  Почти все кино (за исключением киевской студии им. Довженко) снималось на трех студиях страны – «Мосфильм», «Ленфильм» и киностудия им. Горького.
 
И куда, кстати, уходит из поля зрения половина фильмов, снятых на деньги бюджета? Вообще, куда идут наши деньги? Почему количество снятых фильмов не растет?
 
В некотором смысле на это дает ответ перечисление тех «киномероприятий», которые проводят  ежегодно г-н Мединский и Минкульт в РФ. Сплошные фестивали. Причем, даже какой-нибудь «урюпинский» обязательно называют Международным. Кинокритик В. Матизен напомнил  нам, что в  США фестивалей, согласно той же Википедии, 13, во Франции - 10, в Германии - 8, в Канаде - 2, в Австралии - 1. У нас – более 80 (восьмидесяти, Карл!). И почти все Международные.
 
Что же это за фестивали? Режиссер и продюсер Виталий Манский привел в ФБ перечень этих «мероприятий». Назову самые «неожиданные».
 
Международный фестиваль актеров кино в г. Орле (1 500,0 тыс. рублей). Россияне, вы что-нибудь о таком фестивале слышали? Ну, орловчане –то его знают. Международный! Постоянно на базаре сталкиваются нос к носу то с Робертом де Ниро, то с Анжелиной Джоли.
 
Международный кинофестиваль фильмов на тему "История многонационального государства" в г.Оренбурге и Оренбургской области ( 3 000,0 тыс. рублей). Нет, это ж надо такое название выдумать! Пять с плюсом. Одна неувязочка, по стандартам ООН РФ (не СССР-авт.) является мононациональным государством , в котором живут русские, а также представители самых различных национальностей. Как,  впрочем, везде.
 
Международный благотворительный кинофестиваль в городе Москве. В чем подвох? Вы думаете, все как у людей? Определяют цель – помочь, к примеру,  конкретному детдому, режиссеры бесплатно дают фильмы для показа, зрители покупают билеты, понимая, что их деньги пойдут на благое дело? Как бы не так. Мединский дает организаторам фестиваля 5 млн. рублей. Доходят ли они до кинематографистов или нуждающихся, или оседают в карманах киносамаритян-организаторов, я не знаю. Но почему-то все это очень дурно пахнет. М.б. под благотворительностью имеется ввиду бюджетная помощь организаторам фестиваля – лично им, очень милым людям? Ну, тогда понятно.
 
Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма в г. Волоколамске Московской области (1 500,0 тыс. рублей. Тяжелый случай. Видимо, в Минкульте прессу не читают. Про рассекреченные архивы, касаемые «подвига 28 героев-панфиловцев».  Про то, что историю придумали журналисты советской пропагандисткой прессы. Я думаю, все же знают, но фестиваль проводят. Вот кто герой. Вот кто настоящие «панфиловецы»!
 
Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров в г.Смоленске (1 000,0 тыс. рублей). Ух ты. Какая узкая специализация. Это фестиваль только для  тех актеров, которые пробуют стать режиссерами и снимать свои фильмы. Скажите пожалуйста, а какой в этом практический смысл? Выделить  таких актеров в отдельную группу «неполноценных режиссеров»?. Вообще, это отличная идея -  проводить Всероссийские фестивали, например, режиссеров-блондинов, режиссеров-брюнетов, толстых режиссеров, худых режиссеров, режиссеров-алкоголиков. Сколько можно денег под это дело раздеребанить!
 
 Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм в г. Севастополе ( 1 300,0 тыс. рублей). А вот это уже подстава для участников и для организаторов, если они добропорядочные и законопослушные люди. Согласно около десятка двусторонних договоров Украины и России (Международное право, которое охраняется ст.15 ч. 4 Конституции РФ) Крым – часть республики Украина. Проведение подобных фестивалей - это прямое нарушение 332 ст. УК Украины. До 8 лет колонии. Тяжкий состав. Это так, к сведению.
 
И, наконец, самые большие расходы на что? Пра-виль-но. На мастер-классы Никиты Михалкова. 8 млн. бюджетных (наших с вами) денег. Далее – голосом Никиты Сергеевича : « А чой - то вы так возбудились? А?».
Я то грешным делом думал, что если режиссер – Большой Мастер, а не барыга, то  у него хотят поучиться мастерству многие и  ему сами ученики платят, подмастерья. А тут труды праведные православного Михалкова оплачивает народный бюджет. Странно. Я вот не слышал, чтобы мастер-классы Марины Разбежкиной или Александра Митты оплачивал Минкульт. Ну, так лимонов бы по 10 каждому дали и они бы столько мастер-классов провели. Почему Михалкову такая лафа? Риторический вопрос.
 
И теперь мораль.
 
Хотя, впрочем, все уже сказано. И Салтыковом-Щедриным, и Герценым, и критиком Матизеном. Например, это: «Качество российских фильмов падает - количество фестивалей растет. Появились отборщики, окучивающие по нескольку фестивалей каждый, организаторы, рыщущие в поисках неохваченных городов и журналисты. пасущиеся везде, где есть халява...» В .Матизен
 
Коррупция не ограничивается только отдельными сферами жизнедеятельности. Она в России – повсюду. В том числе, в кинематографе. Да. Коррупция. Воровство и кумовство. Страшное воровство. Такое, какого не было даже в лихие 90-ые…И полное наплевательство на «важнейшее из искусств». Для власти важнейшим из искусств давно стал зомбоящик. Их любимые актеры – Владимир Соловьев, Петр Толстой и Дмитрий Киселев. С утра до вечера они смотрят один бесконечный фильм: «Россия в кольце врагов». Ну а имя и фамилию режиссера-постановщика вы прекрасно знаете.
 

 


Сделать репост в соцсети:

новости

новости | раздел

Журналист Айдер Муждабаев не исключает, что после «выборов» Путин может быть официально «помазан на царство» РПЦ (МП)

05.01.18

 По мнению Муждабаева в психике Путина смешалась, как нажива к деньгам, так и завышенная самооценка, мистическо-православно-сакральное ощущение...

новости | раздел

Участники Движения «14%» подали уведомление о проведении 26 декабря 2017г. массового пикета в поддержку политзаключенных

22.12.17

Организаторы предложили мэрии альтернативные площадки для проведения мероприятия: Лермонтовский сквер (м. Красные Ворота); Площадь Краснопресненской...

новости | раздел

Форум «Свободная Россия» попросил FIFA отменить проведение чемпионата мира по футболу в 2018г. в РФ

16.12.17

 Мотивация просьбы очевидна. РФ сегодня является, наряду с Ираном и КНДР, государством, которое провоцирует цивилизацию на новую мировую войну....

блоги

карикатура недели

Валерий Отставных

журналист

11.09.2017 18:14

Матильда или Смерть?

Екатерина Мальдон

гражданская активистка

02.02.2017 13:25

Хотите политубежища в цивильной Европе? Добро пожаловать к батьке в Беларусь!

Андрей Пионтковский

политолог

26.10.2016 10:40

Путин проиграл все свои внешнеполитические войны

Михаил Аншаков

правозащитник

28.10.2017 14:43

Все было хорошо пока не пришла Собчак

28.11.2017

цитата дня

Теперь на конкретном примере, я убедился, что правосудия в Украине нет. Под прикрытием судей действуют откровенные марионетки, обслуживающие интересы различных чиновников всех рангов и исполняющие их политические заказы. Все это жутко попахивает гибридной и пока еще мягкой путинщиной

Юрий Шулипа, директор Фонда эффективной демократии (Украина)